Веб-сайты: ценообразование

Дизайн сайта

Часто под «дизайном» сайта понимают картинки. Это в корне неверно. Дизайн сайта – это картинки, рамки и текст, расположенные в определённом порядке с помощью специалиста. Сайт без дизайна – это не «сайт без картинок», а сайт, в планировании которого не участвовал профессиональный дизайнер. Вы вполне можете заказать сайт без дизайна: дайте HTML-верстальщику фотографии, которые хотите видеть в шапке, нарисуйте примерную схему расположения материалов (или просто укажите: «как вон на том сайте») – и у вас будет сайт без дизайна (который, конечно, всё равно должен быть свёрстан с выполнением минимальных технических требований – например, очевидно, что заголовки должны быть крупнее текста, а текст должен быть хорошо читаемым, а картинки не должны налезать друг на друга...).

Так ли уж это плохо? Это сильно зависит от тематики. Если у вас салон красоты (цветов, мебели... – да любой «салон»!), отсутствие «стильности», конечно, будет работать против имиджа. Продавать же продукты или компьютеры вполне можно и «без дизайна».

Если у веб-студии нет в прайсе позиции «сайт без дизайна» и вам навязчиво предлагают «индивидуальный» или даже «уникальный» (!) дизайн, это должно вызывать настороженность.

Содержание сайта

При создании веб-сайта у владельца часто возникает соблазн поместить на свой сайт материалы, скопированные с других сайтов. Это кажется очень простым решением: зачем сочинять что-то новое, если есть уже готовый, хороший сайт? Можно ведь взять оттуда тексты и сделать ещё один такой же хороший сайт. Однако любой веб-разработчик или SEO-оптимизатор скажет вам, что так делать нельзя. Почему же?

1. Копируя чужие материалы, вы можете нарушить закон об авторском праве. Так бывает не всегда. Например, вы не можете привести на сайте какую-то информацию из ГК РФ никаким иным способом, кроме точного, дословного копирования (иначе может получиться так, что вы введёте в заблуждение посетителей). Это касается всех официальных документов органов власти – их не надо излагать своими словами, а лучше всегда точно цитировать.

2. ПС Яндекс за плагиат может отодвинуть сайт очень далеко от первой страницы поиска или вообще удалить ваш сайт из поисковой выдачи, и ваш сайт вообще никто никогда не найдёт. Яндекс (и другие ПС) обнаруживает плагиат, сравнивая содержимое вашего сайта с содержимым других сайтов и проверяя даты создания документов.

Пункт 1 является очень слабым доводом, потому что реально доказать плагиат в суде очень трудно. Вот, например, возьмём даже не законодательные акты, а обыкновенный перечень товаров или услуг: если профиль деятельности у вас совпадает с другой фирмой, так ведь и список предложений для клиента в своей основе будет один и тот же. Как здесь можно создать уникальное содержание, которого нет на других сайтах?..

Пункт 2, таким образом, остаётся единственной сдерживающей «заимствование» чужих материалов причиной: ПС, по большому счёту, не интересуют юридические тонкости, ПС более-менее тупо сравнивает фрагменты текста и ищет совпадения.

И вот здесь возникают расходы на переписывание заимствованных текстов, приведение их к такому виду, чтобы ПС «не узнала» в них прототип. Задача это достаточно нетривиальная. Вы можете, например, найти в сети специальную программу – «синонимайзер», которая будет по какому-то алгоритму заменять слова или выражения в текстах на похожие. Но всё, что делает одна программа, другая программа может распознать, обнаружить, – а самые крутые алгоритмы в этом плане именно у Поисковых Систем, они обнаруживают обработку синонимайзерами и всё равно помечают тексты как плагиат.

Поэтому вам придётся или самому тратить время на изложение текстов своими словами, или обращаться за помощью к специалисту. Здесь тоже результат может быть разный: можно изложить чужой текст так, что будет видно, что это всего лишь плохое изложение чужого текста; а можно написать новый текст, который будет лучше взятого за основу чужого текста передавать смысл, идею сообщения. Это возможно не всегда (зависит от самого материала), но разделять эти вещи следует: надо чётко представлять себе, что вы получаете за свои деньги: рутинную, шаблонную переделку или стилистически грамотные, построенные по правилам риторики тексты. Ясно, что эти два результата должны стоить по-разному. Ясно также, что вы, не будучи специалистом, не всегда сможете отличить одно от другого. Но вопрос поставщику услуги задать всё же следует.

Жизнеспособность сайта: регулярные обновления

Есть одна сторона в жизни веб-сайта, по отношению к которой и дизайн, и заимствование чужих текстов являются вторичными и незначительными. Это – постоянная связь с реальностью. Эта сторона перекрывает своей важностью всё остальное. Например, вы можете полностью скопировать чужой прайс-лист, но в реальности ваш прайс всё-таки немного другой, и если вы приведёте скопированный материал в соответствие с реальностью, плагиат исчезнет. То же касается и других материалов: всё описанное на других сайтах является актуальным для других компаний, вы можете копировать оттуда всё что угодно, а потом просто приводить в соответствие с условиями, актуальным для вас, – и никакого плагиата не будет.

А ключевое слово в данной формулировке – «постоянная». То есть недостаточно создать (скопировать и исправить или написать с нуля) страницы сайта один раз и забыть о них. Это очень просто: если у вас изменился телефон, это надо показать на сайте. Если изменился ассортимент – тоже. Если накопились новые вопросы клиентов и сформировались новые ответы на них – надо показать на сайте.

Сайт будет жить своей жизнью, развиваться вместе с предприятием. Если же вы о нём забудете, он умрёт. И ни хороший дизайн, ни «правильное» начальное наполнение текстами его не спасут. Регулярные, ритмичные обновления сайта в течение года – это главный пункт вашего бюджета, который должен идти впереди стильного дизайна и красивых, написанных на заказ текстов.

Как узнать, какие события и в каком виде следует отображать на сайте? Тут возникает понятия редактора сайта и главного редактора сайта. Достаточно очевиден вариант, когда главным редактором сайта является владелец сайта (он же, как правило, и владелец предприятия). Но кто будет выполнять конкретную работу по редактированию?

Это может быть специалист внутри компании, но очень грамотный в двух отношениях: в стилистике русского языка и в оптимизации сайта для Поисковых Систем. Часто к этим двум требованиям добавляется ещё и третье: знание основ веб-программирования (например, для правильного определения структуры новых разделов, способов взаимодействия с посетителями сайта...). Ясно, что для небольшой компании проще поставить сайт на абонементное обслуживание веб-студии. Годовой бюджет такого обслуживания (по крайней мере, на первый год развития сайта) – 40 – 60 тысяч рублей (3-5 тысяч в месяц). Он включает в себя постоянную работу с содержанием (обновление, добавление страниц и разделов, графических элементов и текстов) с учётом внутренней оптимизации для ПС, продвижение в ПС; возможно, добавление новой функциональности (зависит от конкретного договора).

Только определив эту часть бюджета, вы можете планировать расходы на дизайн и особенности программного кода (индивидуальные настройки модулей сайта). В идеале на оставшиеся статьи расходов надо планировать минимум, который позволяет исполнитель, а все желаемые доработки включить в договор на годовое обслуживание. Стратегически это более правильная схема, чем долгое-долгое создание идеального сайта за большие деньги, а потом постоянные требования неочевидных доработок (когда неясно, кто виноват, что оно работает или выглядит не так, как ожидалось).

Это стратегически правильно также и для продвижения в ПС: можно делать супер-сайт три месяца, а потом выложить его в интернет, но к этому времени более простой сайт конкурента, сделанный за три недели, уже будет на первой странице Яндекса.

Продвижение

При правильном планировании бюджета расходы на продвижение сайта невозможно отделить от расходов на регулярные обновления. Потому что основа хорошего, естественного продвижения – это хорошие, правильные тексты. А то, что они «хорошие и правильные», надёжно можно определить только одним способом: они должны максимально точно и подробно отражать жизнь предприятия. Обо всём остальном можно долго спорить (особенно людям, не являющимся специалистами), но факты, соответствие действительности будут говорить сами за себя.

Хороший СЕО-специалист никогда не будет «раскручивать» сайт в чистом виде, не будет форсировать продвижение с сомнительными текстами, а сначала будет редактировать тексты, приводить их в тот вид, при котором они будут продвигать себя сами. 80% искусства продвижения сайта – это правильная организация страниц и разделов и наполнение правильно (с точки зрения СЕО) написанными текстами. СЕО-специалист может правильно организовать материал. Но фактическую часть материала он не может высосать из пальца (точнее, может, конечно, но ничего хорошего из этого, как правило, не получается). Фактическая часть должна регулярно поставляться главным редактором сайта.

Рейтинг@Mail.ru